всего понемногу
Главная
Вход
Регистрация
Вторник, 30.04.2024, 02:41Приветствую Вас Гость | RSS
 СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА



Рис. 7-21. Схема соединений системы зажигания: 1 — свечи зажигания; 2 — распределитель зажигания; 3 — катушка зажигания; 4 — выключатель зажигания; 5 — генератор; 6 — аккумуляторная батарея

Схема системы зажигания показана на рис. 7-21. Она состоит из распределителя зажигания 2, катушки 3 зажигания, свечей 1 зажигания, выключателя 4 зажигания, проводов высокого и низкого напряжения.

Распределитель зажигания. До 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2106 применялся распределитель зажигания Р-125Б. Он устанавливался со старыми карбюраторами типа 2103. У этого распределителя зажигания имелся октан-корректор, которым можно было в небольших пределах изменять угол опережения зажигания.

С 1980, когда на двигателях начали устанавливаться карбюраторы 2107-1107010-20 (типа “Озон”), стал устанавливаться распределитель зажигания 30.3706 (см. рис. 7-23) с вакуумным регулятором опережения зажигания. В переходный период выпускался еще распределитель зажигания 30.3706-81. который можно было устанавливать на двигатели со старыми карбюраторами. У него отсутствовал вакуумный регулятор, а в остальном его конструкция была аналогична конструкции распределителя зажигания 30.3706.

Катушка зажигания. Типа Б117-А с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная, герметизированная.

Свечи зажигания. Типа А17ДВ или аналогичные им зарубежного производства.

Выключатель зажигания. Типа ВК347 с противоугонным устройством. Принцип действия устройства заключается в том, что после вынимания ключа, установленного в положение III “Стоянка”, из корпуса выключателя выдвигается запорный стержень, входит в паз вала руля и блокирует вал.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ


 УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ



Рис. 7-22. Расположение меток для установки момента зажигания: 1 — метка опережения зажигания на 10°; 2 — метка опережения зажигания на 5°; 3 — метка опережения зажигания на 0°; 4 — метка в.м.т. на шкиве коленчатого вала

Для проверки момента зажигания имеется три метки 1, 2 и 3 (рис. 7-22) на крышке механизма газораспределения и метка 4 на шкиве коленчатого вала, соответствующая в.м.т. поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой 3 на крышке.

Начальные углы опережения зажигания для различных двигателей и применяемых бензинов указаны в приложении 3.

Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке:

— соедините зажим “плюс” стробоскопа с клеммой “плюс” аккумуляторной батареи, зажим массы — с клеммой “минус” аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;

— обозначьте мелом для лучшей видимости метку 4 (см. рис. 7-22) на шкиве коленчатого вала. Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных оборотах холостого хода;

— направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте соответствует ли положение метки 4 шкива данным приложения 3.

Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания.

Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, действуя как описано в инструкции на стенд.

Снятый с двигателя распределитель зажигания устанавливайте на место в следующем порядке:

— снимите крышку с распределителя зажигания, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между контактами прерывателя;

— поверните коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем продолжая поворачивать коленчатый вал, совместите метку 4 с меткой 2;

— поверните ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке распределителя;

— удерживая вал распределителя от проворачивания, вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;

— закрепите распределитель на блоке цилиндров, установите крышку, присоедините провода, проверьте и отрегулируйте установку момента зажигания.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА МЕЖДУ КОНТАКТАМИ ПРЕРЫВАТЕЛЯ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕ ЗАЖИГАНИЯ

Проверять зазор между контактами прерывателя необходимо в следующем порядке:

— поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозите автомобиль стояночным тормозом;

— снимите крышку с распределителя зажигания и, вращая коленчатый вал, установите кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты;

— проверьте щупом величину зазора; если она выходит за пределы 0,35 — 0,45 мм, то ослабив винты 21 (рис. 7-23), вставьте лезвие отвертки в паз 22 и поверните стойку прерывателя на нужную величину. После регулировки затяните винты 21 до упора.



Рис. 7-23. Распределитель зажигания 30.3706: 1 — валик; 2 — маслоотражательная муфта; 3 — смазочный фитиль (фильц) кулачка; 4 — корпус вакуумного регулятора; 5 — диафрагма; 6 — крышка вакуумного регулятора; 7 — тяга вакуумного регулятора; 8 — опорная (ведомая) пластина регулятора опережения зажигания; 9 — ротор распределителя зажигания; 10 — боковой электрод с клеммой; 11 — крышка; 12 — центральный электрод с клеммой; 13 — уголек центрального электрода; 14 — резистор для подавления радиопомех; 15 — наружный контакт ротора; 16 — ведущая пластина центробежного регулятора; 17 — грузик; 18 — кулачок прерывателя; 19 — контактная группа; 20 — подвижная пластина прерывателя; 21 — винт крепления контактной группы; 22 — паз; 23 — конденсатор; 24 — корпус распределителя зажигания

ПРОВЕРКА ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ НА СТЕНДЕ

Распределитель зажигания

Перед установкой распределителя зажигания на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, не заедает ли на оси рычажок с подвижным контактом, и усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9-5,88 Н (500-600 гс).

Проверьте износ текстолитовой колодки рычажка прерывателя. В случае износа установите требуемый зазор между контактами прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, замените контактную группу.

Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы нельзя.

После зачистки протрите контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин, и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал, не оставляющий волокон.

Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не происходит, то подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.

Протрите крышку распределителя зажигания от грязи и масла.

Слегка приподняв крышку распределителя зажигания, проверьте находится ли контакт ротора против электрода крышки в момент размыкания контактов прерывателя.

Проверка работы. Установите распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки приборов зажигания и соедините его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется.

Выполните соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.

Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Они выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.

Во время работы распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.

Снятие характеристики автоматического опережения зажигания. Установите распределитель зажига-

ния на стенд и выполните электрические соединения в соответствии с инструкцией на стенд. Установите зазор 7 мм между электродами разрядника.

Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 150 — 200 мин-1. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений.

Повышая ступенчато частоту вращения на 200 — 300 мин-1, определяйте по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее каждой частоте вращения валика распределителя зажигания. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой на рис. 7-24.



Рис. 7-24.Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания: А — угол опережения зажигания, град; п — частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1

Если характеристика отличается от приведенной на рисунке то ее можно привести в норму подгибанием стоек пружин грузиков центробежного регулятора. До 1100 мин-1 — подгибайте стойку тонкой пружины, а свыше 1100 мин-1 — толстой. Для уменьшения угла увеличивайте натяжение пружин, а для увеличения — уменьшайте.

Снятие характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания. Установите распределитель зажигания на стенд и выполните соединения в соответствии с инструкцией на стенд.

Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя зажигания с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску отметьте значение в градусах, при котором происходит одно из четырех искрений.



Рис. 7-25. Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания: А — угол опережения зажигания, град; Р — разрежение, гПа (мм рт. ст.)

Плавно увеличивая разрежение, через каждые 20 мм рт. ст. отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой на рис. 7-25. Обратите внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия вакуума подвижной пластины 20 (см. рис. 7-23) прерывателя.

Проверка угла замкнутого состояния контактов. Установите распределитель на испытательный стенд и снимите с него крышку. Выполните соединения в соответствии с инструкцией на стенд.

Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения валика распределителя зажигания до 1000 мин-1.

По освещенным участкам шкалы замерьте величину угла замкнутого состояния контактов, которая должна быть 55+3°. Затем проверьте углы между моментами размыкания контактов по цилиндрам относительно первого (асинхронизм), которые не должны отличаться от номинальных более чем на ±1°.

Проверка сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции между различными клеммами и массой должно быть проверено мегомметром. Сопротивление между низковольтной клеммой прерывателя и массой измеряйте при разомкнутых контактах прерывателя. Сопротивление изоляции при (25+5) °С должно быть не менее 10 МОм.

Проверка конденсатора. Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20 — 0,25 мкФ.

Катушка зажигания

Для контроля исправности катушки зажигания необходимо произвести следующие проверки.

Омическое сопротивление первичной обмотки при 20 °С должно составлять 3,07 — 3,5 Ом, а вторичной обмотки 5400-9200 кОм.

Изоляция на массу. Катушка зажигания должна выдерживать напряжение переменного тока 1500 В и 50 Гц, подаваемого в течение 1 мин между одним концом первичной обмотки и корпусом, не вызывая разрядов.

Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 МОм.

Свечи зажигания

Если замечаются перебои в зажигании, особенно в одном или нескольких цилиндрах, необходимо проверить состояние свечей.

Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.

Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу замените.

Зазор (0,5 — 0,6 мм) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи.

Испытание на герметичность. Вверните свечу в соответствующее гнездо на стенде, а затем создайте в камере стенда давление 2 МПа (20 кгс/см2).

Накапайте из масленки на свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха, обычно между изолятором и корпусом свечи.

Электрическое испытание. Отрегулировав зазор между электродами свечи до 0,6 мм, вверните ее в гнездо на стенде и затяните динамометрическим ключом моментом 31 — 39 Н·м (3,2 — 4 кгс·м). Герметичность обеспечивается эластичной прокладкой штуцера гнезда.

Отрегулируйте зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создайте давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Установите наконечник провода высокого напряжения на свечу и подайте на нее импульсы высокого напряжения.

При этом может наблюдаться следующее:

1. В окуляре стенда наблюдается полноценная искра между электродами свечи; в этом случае свеча считается отличной.

2. Искрение происходит между электродами разрядника; следует понизить давление в приборе и проверить при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2), то свеча дефектная.

Допускается несколько искрений на разряднике. Если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то надо полагать, что на изоляторе свечи имеются трещины и что разряд происходит внутри, между массой и электродами. Такая свеча выбраковывается.

Выключатель зажигания

У выключателя зажигания проверяется работа противоугонного устройства и правильность замыкания контактов при различных положениях ключа (табл. 7-5). Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам “30” и “30/1”. Свободный штекер “INT” служит для подключения радиоприемника.

Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в по-

Таблица 7-5

КОММУТАЦИЯ КЛЕММ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ЗАЖИГАНИЯ




Рис. 7-26. Вид на контактную часть выключателя зажигания: 1 — запорный стержень; 2 — широкий выступ контактной части

ложение III (стоянка) и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа из положения III в положение 0 (выключено). Ключ должен выниматься из замка только в положении III. При установке контактной части в корпус выключателя ее надо располагать так, чтобы штекеры -15” и “30” находились со стороны запорного стержня 1 (рис. 7-26), при этом широкий выступ 2 контактной части войдет в широкий паз корпуса выключателя зажигания.

Проверка элементов для подавления радиопомех

К элементам для подавления радиопомех относятся провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением 2000±200 Ом/м и помехоподавительный резистор в роторе распределителя зажигания сопротивлением 5000 — 6000 Ом. Работоспособность этих элементов проверяется омметром.

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz