Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.
Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также цилиндры, поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала.
Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки — вкладыши без канавки.
Рис. 2-12. Установка упорных полуколец на задней опоре
Примечание. До 1986 г. нижние вкладыши 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников I изготавливались с канавкой.
Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2-12), подобранные по толщине согласно указаниям главы “Коленчатый вал и маховик”. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 2-13). Затяните болты крепления крышек.
Рис. 2-13. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя) и условный номер блока цилиндров
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечаются одинаковым условным номером (см. рис. 2-13 и 2-24).
Упорные полукольца устанавливайте канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой).
С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое (желтого цвета).
Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя (рис. 2-14) вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011, и передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.
Стрелками показаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала
Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. 2-10) картера сцепления. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника.
Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором A.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.
Рис. 2-15. Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи монтажной втулки из набора 02.7854.9500
Подберите поршни к цилиндрам и соберите поршни с шатунами, как указано в главе “Поршни и шатуны”.
С помощью втулки из набора 02.7854.9500 вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2-15). В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка “П” на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.
Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, поставьте крышки и затяните шатунные болты.
Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.
Установите по двум центрирующим втулкам на блоке прокладку и головку цилиндров в сборе с клапанами, выпускным коллектором и впускной трубой.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед установкой прокладки головки цилиндров необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла — обезжирьте прокладку.
Рис. 2-16. Порядок затягивания болтов головки цилиндров
Затяните в определенной последовательности (рис. 2-16) и в два приема болты крепления головки цилиндров:
Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Удалите масло (или охлаждающую жидкость) из отверстий под болты в блоке цилиндров.
Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2-17).
Рис. 2-17. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров
Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (см. рис. 2-19). Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис. 2-18.
Рис. 2-18. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала
Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.
Рис. 2-19. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников: 1 — метка на звездочке; 2 — метка на корпусе подшипников
Установите цепь привода распределительного вала:
— наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (рис. 2-19). Болт звездочки не затягивайте до упора;
— установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
— установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
— поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников (см. рис. 2-17 и 2-19);
— если метки совпадают, то заблокировав маховик фиксатором A.60330/R (см. рис. 2-10), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.
Рис. 2-20. Крышка привода распределительного вала. Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала
Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.
Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2-20) с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.
Установите шкив привода генератора и насоса и закрепите его гайкой.
Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите масляный фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.
Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.
Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок охлаждающей рубашки. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
Установите датчики контрольных приборов.
Установите шестерню привода масляного насоса
и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.
Установите топливный насос в соответствии с указаниями подраздела “Система питания”.
Установите карбюратор и присоедините к нему шланги. Закройте карбюратор сверху технологической заглушкой.
Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.
Подключите провода высокого напряжения к распределителю зажигания и к свечам зажигания.
Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.