| КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И МАХОВИК
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА
Коленчатый вал — пятиопорный, отлит из чугуна. Поверхности шеек вала закалены токами высокой частоты на глубину 2 — 3 мм. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник ведущего вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется маховик. Основные размеры коленчатого вала даны на рис. 2-36.
Рис. 2-36. Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей
Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются каналами, по которым подводится масло для смазки шатунных подшипников. Технологические выходы каналов закрыты колпачковыми заглушками, которые запрессованы и для надежности зачеканены в трех точках.
Для продления срока службы коленчатого вала предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при износе или повреждении их поверхностей. Шлифованием диаметры шеек уменьшаются на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников — сталеалюминиевые. Верхние вкладыши 1-, 2-, 4- и 5-го коренных подшипников имеют канавку на внутренней поверхности, а нижние без канавки (до 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливались с канавкой). Вкладыши центрального (3-го) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной и отсутствием канавки на внутренней поверхности. Все вкладыши шатунных подшипников без канавок, одинаковые и взаимозаменяемые.
Маховик отливается из чугуна и снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого венца) — находилась против шатунной шейки 4-го цилиндра. Метка служит для определения ВМТ в первом и четвертом цилиндре.
ОЧИСТКА КАНАЛОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Для очистки удалите заглушки каналов. Затем прогоните гнезда галушек зенкером А.94016/10, надетым на шпиндель А.94016, тщательно промойте каналы бензином и продуйте сжатым воздухом.
Нанесите герметик УГ-6 на поверхности гнезд заглушек.
Оправкой А.86010 запрессуйте новые заглушки и для большей надежности зачеканьте каждую заглушку в 3-х точках кернером.
КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ШЕЙКИ
Проверка. Установите коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы (рис. 2-37) и проверьте индикатором:
— биение коренных шеек (максимально допустимое 0,03 мм);
— биение посадочных поверхностей под звездочку и подшипник ведущего вала коробки передач (максимально допустимое 0,04 мм);
— смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек (максимально допустимое +0,35 мм).
— неперпендикулярность по отношению к оси коленчатого вала торцевой поверхности фланца. При проворачивании вала индикатор, установленный сбоку на расстоянии 34 мм (рис. 2-37) от оси вала, не должен показывать биения более 0,025 мм.
Рис. 2-37. Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала
На коренных, шатунных шейках и на щеках коленчатого вала трещины не допускаются. Если они обнаружены, замените вал.
На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать если их износ больше
Таблица 2-2
ДИАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ШЕЕК, ММ ------------------------------------------------------------------------------------- Номинальный Уменьшенные -------------------------------------------------------------------------------------- 0,25 0,50 0,75 1,0 --------------------------------------------------------------------------------------
47,814 47,564 47,314 47,064 46,814 --------------------------------------------------------------------------------------
47,834 47,584 47,334 47,084 46,834 -------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 2-3
ДИАМЕТРЫ КОРЕННЫХ ШЕЕК, ММ --------------------------------------------------------------------------------------- Номинальный Уменьшенные ---------------------------------------------------------------------------------------
0,25 0,50 0,75 1,0 ---------------------------------------------------------------------------------------
50,775 50,525 50,275 50,025 49,775 --------------------------------------------------------------------------------------- 50,795 50,545 50,295 50,045 49,795 --------------------------------------------------------------------------------------- 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
Шлифование шеек. Коренные и шатунные шейки шлифуйте уменьшая на 0,25 мм так, чтобы получить в зависимости от степени износа, диаметры соответствующие значением, приведенным в табл. 2-2, 2-3 и радиусы галтелей шеек, как указано на рис. 2-36.
Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должна быть не более 0,007 мм.
Прошлифовав шейки, отполируйте их с помощью алмазной пасты или пасты ГОИ.
После шлифования и последующей доводки шеек хорошо промойте коленчатый вал для удаления остатков абразива. Каналы для смазки с удаленными заглушками несколько раз промойте бензином под давлением. На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например, К 0,25; Ш 0,50).
ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ
На вкладышах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках, или отслоениях антифрикционного слоя замените вкладыши новыми.
Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами можно определить расчетом, измерив диаметры коренных шеек, постелей под вкладыши и толщину вкладышей.
Номинальный расчетный зазор составляет 0,050 — 0,095 мм. Если он меньше предельного (0,15 мм), то можно снова использовать эти вкладыши. При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми.
Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными (увеличенной толщины, см. табл. 2-4).
Признаком правильности сборки и сопряжения шеек с вкладышами является свободное вращение коленчатого вала.
Таблица 2-4
ТОЛЩИНА ВКЛАДЫШЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ, ММ ------------------------------------------------------------------------------------- Номинальная Увеличенная (ремонтная) ------------------------------------------------------------------------------------- 0,25 0,50 0,75 1,0 ------------------------------------------------------------------------------------- 1,824 1,949 2,074 2,199 2,324 -------------------------------------------------------------------------------------- 1,831 1,956 2,081 2,206 2,331 -------------------------------------------------------------------------------------- Цифры 0,25, 0,50 и т.д. указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого вала после шлифования.
МАХОВИК
Проверьте состояние зубчатого обода и в случае повреждения зубьев замените маховик.
Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления, должны быть без царапин, задиров и быть совершенно плоскими.
Рис. 2-38. Маховик: 1 — поверхность крепления к фланцу коленчатого вала; 2 — поверхность крепления сцепления; 3 — опорная поверхность ведомого диска сцепления
Если на рабочей поверхности 3 (рис. 2-38) маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины, проточите эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. Затем проточите поверхность 2, выдерживая размер (0,5±0,1) мм. При проточке необходимо обеспечить параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1. Допуск непараллельности составляет 0,1 мм.
Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, и проверьте биение плоскостей 2 и 3. В крайних точках индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.
ПРОВЕРКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными по обе стороны заднего коренного подшипника. С передней стороны подшипника устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое (желтого цвета). Полукольца изготавливаются нормальной толщины (2,310 — 2,360 мм) и увеличенной (2,437 — 2,487 мм).
Рис. 2-39. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала
Осевой зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала проверяется так:
— установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-39;
— переместите вал отвертками и проверьте по индикатору осевой зазор, который должен быть в пределах 0,06 — 0,26 мм.
Если зазор превышает максимально допустимый 0,35 мм, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
Примечание. Осевой зазор коленчатого вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле, с помощью приспособления 67.8701.9510. При этом осевое перемещение коленчатого вала создается нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина осевого зазора определяется по перемещению переднего конца коленчатого вала.
| |