Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части и наличием буфера 37 (рис. 4-34) отдачи у переднего амортизатора, который ограничивает ход амортизатора при ходе отдачи. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики.
Задний амортизатор состоит из резервуара 19 с проушиной, клапана сжатия (поз. 2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи и перепускным и кожуха 22 с проушиной.
Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджимается к выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10. Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрываются снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большей — сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено гнездо, к которому поджимается пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск 4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 7 шесть боковых и одно центральное отверстия, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотняется в резервуаре кольцом 24, а выход штока — сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджимаются гайкой 29. В проушины амортизаторов запрессованы резинометаллические шарниры 38.
Устройство и ремонт импортных амортизаторов не описываются, т.к. они не подлежат ремонту.
ПРОВЕРКА АМОРТИЗАТОРОВ НА СТЕНДЕ
Для определения работоспособности амортизатора проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов, при температуре рабочей жидкости амортизатора 20 ± 5° С, частоте вращения маховика 60 мин-1 и длине хода штока 80 мм для переднего амортизатора и 100 мм — для заднего.
Кривая диаграммы (рис. 4-35) должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Сопротивление хода отдачи и сжатия определяют по наибольшим ординатам соответствующих диаграмм.
Наивысшая точка кривой хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 21 — 28 мм для передних амортизаторов, 19 — 26 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точк кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном: 3,5 — 6,5 мм для передних амортизаторов, 4,5 — 7,5 мм — для задних.
Контрольные значения ординат на диаграммах перед-них и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20 ± 5° С.
После проверки снимите амортизатор со стенда и при необходимости переберите и замените поврежденные детали.
Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.
РАЗБОРКА И СБОРКА АМОРТИЗАТОРА
После наружной мойки закрепите амортизатор в тисках.
Примечание. Для закрепления амортизатора и его де-талей в тисках применяются специальные губки 67.7824.9513-001.
Вытянув шток амортизатора до упора, отверните гайку 29 (рис. 4-34) резервуара ключом A.57034/R, выньте из резервуара рабочий цилиндр 21 со штоком
Рис. 4-35. Рабочая диаграмма амортизатора: I — усилие при ходе отдачи; II — усилие при ходе сжатия
20 и его деталями. Освободите резервуар из тисков и слейте из него жидкость.
Ключом 67.7824.9513-005 выньте направляющую втулку 23 штока из рабочего цилиндра. Выньте из цилиндра шток в сборе с поршнем и другими деталями и слейте жидкость. Осторожно, специальной оправкой, выбейте из цилиндра корпус 2 клапана сжатия в сборе с деталями.
Вложите шток с поршнем в губки, зажмите в тиски и отверните гайку 8 клапана отдачи. Снимите поршень 10 с клапанами (перепускным и отдачи), направляющую втулку 23, сальник 26, обойму 25 и другие детали.
Примечание. У амортизатора передней подвески для удобства осмотра поверхности штока, прикрытой кожухом, рекомендуется спрессовать кожух.
Разберите клапан сжатия, для чего снимите обойму 6, а затем последовательно выньте из корпуса 2 пружину 5, тарелку 7 и диски клапана 3 и 4.
Сборку амортизатора проводите в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:
— после сборки клапана сжатия убедитесь в наличии свободного хода тарелки 7 и дисков клапана;
— обойму 6 напрессовывайте на корпус 2 специальной оправкой;
— клапан сжатия запрессовывайте в цилиндр оправкой 67.7824.9513-004;
— для облегчения сборки деталей, расположенных на штоке, используйте направляющую 67.7824.9513-003;
— дроссельный диск 15 переднего амортизатора имеет три паза по наружному диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора — шесть;
— гайку резервуара затягивайте при полностью выдвинутом штоке ключом 67.7824.9513.002 (момент затягивания 68,6 — 88,2 Н·м (7 — 9 кгс·м)).
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Промойте бензином или керосином все детали и просушите.
Внимательно проверьте соответствие деталей следующим требованиям:
— диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность тарелки перепускного клапана допускается не боле 0,05 мм;
— рабочие поверхности поршня, поршневого кольца, направляющей втулки штока, цилиндра и деталей клапанов должны быть без задиров и забоин, могущих повлиять на нормальную работу амортизатора;
— пружины клапанов отдачи и сжатия должны быть целы и достаточно упруги;
— диски клапана сжатия должны быть целы и не иметь значительного износа;
— сальник рекомендуется при ремонте заменять новым. Все поврежденные детали замените и приступите